Популярность маркетплейсов с каждым годом набирает обороты: электронные торговые площадки позволяют увеличить объем продаж, расширить географию присутствия и сэкономить на аренде и логистике.
Маркетплейсы берут на себя весь процесс продаж. Но бухгалтерия остаётся зоной ответственности предпринимателя. Причём бухгалтерский и налоговый учёт при такой схеме реализации товаров имеют свои особенности.
Налоговый учёт.
Торговать на маркетплейсах с использованием патентной системы налогообложения нельзя. Продавцам доступны ОСНО, УСН и НПД (для самозанятых).
Учёт в зависимости от системы налогообложения:
Компания применяет УСН – учёт ведется кассовым методом (день поступления дохода — это тот день, когда деньги поступили на расчетный счет).
Компания применяет ОСНО – учёт ведется по методу начисления (день поступления дохода — это день отгрузки товара покупателю со склада маркетплейса; стоимость товара будет включать НДС).
Электронный документооборот.
Крупнейшие маркетплейсы, такие как Ozon и Wildberries, взаимодействуют с продавцами только через электронный документооборот (ЭДО). Причём Wildberries с 2020 года работает через специальный портал поставщиков, на котором продавцы размещают информацию о товарах и обмениваются документами с маркетплейсом.
Кроме того, если продавец работает на маркетплейсах с прослеживаемыми товарами, а также с товарами, которые нужно маркировать в системе «Честный знак», он обязан подключить ЭДО.
Учётная система.
Для работы с маркетплейсами подойдёт не каждая учётная система. Это связано с необходимостью оформлять дополнительные операции и документы (например, перемещение товаров со своего склада на склад маркетплейса).
Вот лишь некоторые отличия бухгалтерского учёта на маркетплейсах от обычного учёта:
необходимость учёта товаров, переданных на склад площадки (себестоимость этих товаров с момента поступления на склад до продажи фиксируют на счёте 45 «Отгруженные товары»);
особенности расчётов с маркетплейсами (необходимо проводить суммы за товары и агентскую комиссию);
необходимость учитывать нюансы в работе с конкретными площадками (например, в доходе с Wildberries нужно отражать премирования и так называемое «минусовое вознаграждение», а на Ozon и Yandex Market выплаты происходят в разные даты, что влияет на расчёт налога).
Правильная организация учёта при работе с маркетплейсами позволит избежать штрафов, повысить точность финансовых данных и упростить работу с налоговыми органами.
Существенно облегчить ведение бухгалтерии на маркетплейсах поможет сервис СБИС.
Он позволяет:
вести учёт товаров;
оформлять накладные, акты приёмки, счета-фактуры;
контролировать оплату;
формировать чеки, квитанции и документы на возвраты;
создавать различные отчёты.
Сервис может автоматически обмениваться данными с информационными системами маркетплейсов. На данный момент СБИС поддерживает интеграцию с Ozon, Wildberries и Yandex Market.
Доверьте учёт на маркетплейсах СБИС! Обращайтесь к нам, чтобы автоматизировать рутинные бизнес-процессы!